На XVI конкурсе им. П. И. Чайковского

Международный конкурс имени П. И. Чайковского — конкурс академических музыкантов, проводимый с 1958 года с периодичностью раз в 4 года. Имеет статус молодёжного, поскольку предельный возраст участников ограничен тридцатью двумя годами. Финальные прослушивания участников конкурса проводятся в Большом зале Московской консерватории. Учредитель — Правительство Российской Федерации.
ВикипедиЯ

На XVI конкурсе им. П.И. Чайковского

Две недели Москва была в эпицентре международной классической музыки

Постнов Владимир Александрович, 
член ветеранской организации при профкоме Профсоюзной организации ГД

В самом светлом месяце года — июне прошел шестнадцатый Международный конкурс им. Петра Ильича Чайковского — нашего русского национального гения. Этот конкурс по праву считается одним из авторитетнейших музыкальных форумов. Он обладает необыкновенной атмосферой творческого соревнования.

Две недели музыкального Олимпа. Москва в эпицентре классической музыки, рождающей невероятно мощные эмоции и мгновения неподдельного счастья и гордости за высоту человеческой цивилизации. Мне посчастливилось провести все три дня в Большом зале Московской государственной Консерватории на первом туре исполнителей фортепьянной музыки.

Боже мой! Какая удивительная сокровенная радость слушать в чудодейственном исполнении всех музыкантов незабываемые произведения Баха, Бетховена, Чайковского, Шопена, Рахманинова, Листа, Гайдна и других великих композиторов мира.

Все участники обладают виртуозным мастерством. Это такая фантастика, порой кажется, что этого не может быть. Рояль стонет звуками необыкновенной чистоты и красоты, мощными басовыми пассажами, одухотворенно раскрывающими сложнейшие замыслы композитора. Восприятие происходящего на конкурсах им. Чайковского не похоже ни на концерты, ни на фестивали, ни на другие музыкальные соревнования.

Меня заворожило исполнение Дмитрием Шишкиным этюда Ференца Листа соль диез минор «Кампанелла» из цикла «Шесть больших этюдов по Паганини». Отточенная техника, необыкновенно четкий ровный звук преображался в россыпь ярчайших серебристых звезд, метнувшихся ввысь. Чудодейственное музыкальное наслаждение.

За свою, можно сказать, долгую жизнь я прослушал десятки раз сонату № 23 Бетховена для фортепьяно фа минор «Аппассионата». Да и в этом, первом туре она великолепно прозвучала два раза. В исполнении Алексея Мельникова третий раз внимаю первые аккорды этого бессмертного произведения. Они осторожно обвивают и уводят меня в давно исчезнувшую даль… Почему-то туманится в глазах сцена зала и сердце наполняется абсолютной когда-то полнотой жизни.

Под огромным впечатлением остался и от исполнительского мастерства Кеннета Броберга (США), его мудрой трактовки бетховенской сонаты №31 и «Думки» П.И. Чайковского.

Кроме первого, я был почти на всех конкурсах им. П.И. Чайковского, большей частью по специальности фортепьяно. Очень справедливо назвал этот конкурс «нашей национальной гордостью», «брендом» председатель жюри конкурса Денис Мацуев.

Данное музыкальное соревнование проводится с 1958 года, когда победителем стал Ван Клиберн. Те конкурсные дни навсегда запечатлелись в моей памяти. Будучи студентом первого курса ВУЗа вместе с другими многочисленными любителями классики восторженно приветствовал ярчайшее музыкальное дарование американского пианиста. В дни проведения конкурса и даже позже часто звучало слово Ван, Ван и в русском переводе — Ваня. И Клиберн тоже был благодарен москвичам. В заключительном лауреатском концерте играл в своей обработке «Подмосковные вечера».

Каждые четыре года летом мы являемся свидетелями музыкального Олимпа в Москве. И всегда проблема с лишним билетиком, масса людей, желающих быть очарованными мгновениями неподдельной радости сопереживания мощных эмоций, передаваемых талантливыми исполнителями.

Помню, в 1962 году в фойе Большого зала Консерватории перед началом прослушивания скрипачей в третьем туре конкурса было такое столпотворение, что продвижение в зал приостановилось.  В этой человеческой круговерти оказался и я. Среди окружавших меня лиц интуитивно почувствовал, что нужнее всех, как можно скорее, попасть в зал вот тому полноватому человеку, говорившему — пропустите меня. Он как бы поймал мой взгляд и жестом попросил оказать содействие, на что я ответил энергичными движениями рук, таким образом, представляя ему пространство для продвижения, за что получил его благодарный взгляд. Это был Давид Ойстрах – известный мировой скрипач, член жюри конкурса.

К сожалению, в этом году на конкурсе произошел непредвиденный случай. Китайский пианист Ань Тансю и оркестр начали играть разные произведения. Инцидент стал возможным вследствие разночтения в документах, представленных оркестру и ведущему, и касающихся порядка, по которому должны были исполняться произведения.  Ань Тансю пришлось играть не первую, а его вторую программу. Мацуев предложил китайскому пианисту переиграть все выступление, Тансю отказался. Жюри присвоило пианисту 4 премию за геройство.

 Меня несколько огорчило уменьшение состава пианистов на нашем знаменитом конкурсе в последние годы. Так, в нынешнем году приняли участие 25 пианистов из 12 стран, в 2015 году 36 участников из 13 стран, в 2007 году — 51 исполнитель из 14 стран. По своему буклету я подсчитал, что в 1974 году заявки подали 107 участников из 28 стран.

Не знаю причину этого явления, но не исключаю определенную роль санкционной политики западных стран в отношении России. И, тем не менее, конкурс открыл новые имена, которые становятся звездами мировой классической музыки. Мы наполнились волшебной аурой чудодейственных звуков, подаренной нам участниками конкурса.

Победителем стал французский пианист Александр Канторов.  

 

Полюбившиеся мне пианисты, которых слушал в живую, Дмитрий Шишкин (Россия), Алексей Мельников (Россия), Кеннет Броберг (США) заняли соответственно второе и третьи места. 

Читайте также: