Союзы по профессиям - история возникновения

Карикатура из журнала Solidarity 1917 года

Союзы, объединяющие своих членов по профессиональному признаку и называемые в разные века в разных странах по-разному – гильдии, цеха, корпорации, коллегии,  – существовали уже  в государствах Древнего мира.  В  настоящее время союзы ремесленников принято называть цехом, а торгово-купеческие – гильдией.

Корпорации торговцев и ремесленников, занятых одним видом деятельности, были широко распространены в Древней Греции, а также в городах  юго-западной Азии и Египте. В эпоху Римской империи объединения, известные как collegia, распространились по всему Средиземноморью. Союзы охватывали все ремесла, самые мощные объединяли корабельщиков и паромщиков в приморских городах. Все подобные союзы преследовали как социальные, так и экономические цели: помогали сотоварищам и их семьям, попавшим в  беду, отстаивали корпоративные интересы перед властями или другими цехами. Следует заметить, что союзы ремесленников и торговцев в Древнем мире и раннем Средневековье объединяли владельцев предприятий. Значительную часть рабочей силы составляли рабы, но даже свободные люди фактически всецело зависели от хозяина, на которого работали, и не имели каких-либо сообществ для защиты своих прав.

Francisco de Orellana and his men became the first to travel the entire length of the Amazon River in 1541–1542

Оживление торговли и рост европейских городов в начале второго тысячелетия  нашей эры послужило толчком к созданию многочисленных торговых гильдий и ремесленных цехов. Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями. В итоге возникшая монополия получила признание со стороны феодальных вельмож и королей, и, поскольку в гильдию теперь входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление.

Процесс образования цехов облегчался тем, что люди, занятые одним родом деятельности, имели обыкновение селиться в одном городском квартале или на одной улице, где они держали мастерские и тут же продавали свои изделия.

Atelier de couture à Arles, vers 1785
Джакомо Черути «Женщины, вышивающие кружева на подушках» (1720-е годы)

Со временем цехи приобретали все большую самостоятельность. Король или иной правитель мог предоставить тому или иному цеху монопольные привилегии. К XIII веку цеховые союзы сложились во всех городах Северной Европы и Англии, достигнув в течение последующих двух веков пика своего развития. Например,  в XIII веке в Париже насчитывалось более 100 различных цехов.  По мере специализации производства от старых цехов отпочковывались новые. Так, в текстильной промышленности возникли цехи чесальщиков, сукновалов, красильщиков, прядильщиков и ткачей.

В некоторых странах, особенно в Германии, муниципальные власти сохраняли за собой право регулировать деятельность цехов и назначать их руководителей. В других странах, прежде всего во Франции и в Нидерландах, где города начали развиваться раньше и достигли большей зрелости, цеха часто добивались полной независимости. Некоторые города, например Льеж и Гент, оказались всецело во власти цехов.

Главная цель создания цехов – защита от конкуренции пришлых ремесленников. Подавляющее большинство покупателей из городов и близлежащих деревень были небогаты, и соперничество грозило разорением, поэтому цеха выгоняли чужаков с городского рынка и запрещали заниматься ремеслом всем, кто не входил в их состав.

Из взносов членов гильдий и цехов создавался общий денежный фонд, средства от которого шли на помощь больным и нуждающимся, вдовам и сиротам.

Каждый цех имел здание сообразно своему достатку, где заседали старейшины и проходили общие собрания и застолья, а также строил церковь или часовню в честь святого покровителя своего ремесла.  Все решения цеха принимались на общем собрании мастеров. Они утверждали устав, обязательный для всех членов цеха. Важной заботой цеха было также сохранение равенства между его членами.

Paire de projets d’éventails, deux gouaches, l’une signée Bennou et datée 1671

 Чтобы избежать обогащения одних мастеров за счет других, уставы вводили строгие правила. Они четко определяли размеры мастерской, количество в ней инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Каждый мастер знал, сколько ему разрешено закупить сырья и сколько выпустить продукции. Запрещалось переманивать заказчиков и подмастерьев, а также выставлять богатые витрины, чтобы не омрачать товар соседей. Благодаря этому все члены цеха находились в одинаковом положении.  Доброе имя цеха поддерживалось установленными строгими правилами и мерами наказания для нарушителей, обычно их штрафовали. Но известны случаи и более сурового отношения к недобросовестному мастеру. Так, в Лондоне за продажу буханок хлеба заниженного веса пекаря посадили в клетку и возили в течении дня по городу. Запрещалась ночная работа, поскольку плохая освещенность и отсутствие должного надзора могли привести к выпуску некачественного товара. Цеховики были обязаны работать в помещениях, выходящих на улицу, у всех на виду.  Трудиться по воскресеньям и в праздники было запрещено.

Fresko Harscherisches Haus Aeußere Laufergasse 1836

Цеха и гильдии заботились  о культурном досуге не только своих членов, но и всех горожан, устраивая пышные общегородские празднества, а также религиозные церемонии в честь святых покровителей ремесел. Все городские цеха имели свои флаги и гербы,  под ними в праздничных процессиях гордо проходили колонны ремесленников по улицам города. Подобные действа порой напоминали карнавалы. Каждый цех распевал свои песни и демонстрировал опять же свои особенные танцы. По воспоминаниям современников, незабываемое впечатление оставлял танец цеха, изготавливающего ножи, из немецкого города Нюрнберга. Мастера становились широким кругом и, ритмично двигаясь, бросали вверх ножи, а затем ловко ловили их на лету. Такие мероприятия служили, выражаясь современным языком, своеобразными пиар-акциями.

Проиграть видео

 Цех объединял ремесленников не только в работе и отдыхе.  Он выставлял воинов для ополчения во время войны и несения караульной службы в мирное время для обеспечения порядка в городе. На знаменитой картине Рембрандта «Ночной дозор» мы как раз и видим таких ремесленников-ополченцев. Правильное название этого бессмертного творения великого голландского живописца – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

В первой половине XVI века после многолетней кровопролитной войны с испанской короной северные районы Нидерландов, получившие наименование по крупнейшей провинции – Голландия, завоевали независимость. Народными героями стали голландские ополченцы – люди, вставшие на защиту своих городов. Ополчение воспевали, о нём слагали легенды. Это казалось чудом: мирные бюргеры, торговцы, кожевенники, мельники, аптекари, зеленщики, суконщики в страшную для отчизны годину взяли в руки арбалеты и алебарды, научились стрелять из мушкетов и пушек. Тем, кто познал воинское братство, не хочется лишаться чувства локтя и когда приходят времена поспокойнее. Голландские ополченцы продолжали и в мирное время собираться вместе, своими ротами, трансформировавшись, говоря современным языком, в народную милицию. Они могли выходить в дозоры, чтобы следить за порядком в городе. Они продолжали числиться подразделениями, ротами, у них были свои командиров, они поддерживали иллюзию, мол, случись что, голландские города снова будет кому защитить.

Одна из таких рот – герои рембрандтовского «Ночного дозора». Стрелковые роты, как правило, возглавлялись капитаном и лейтенантом, и рембрандтовская не исключение. Капитана в чёрном костюме с ярко-красной перевязью звали Франс Баннинг Кок, он был сыном богатого аптекаря, сумел получить степень доктора права и занимал важный пост в городском магистрате. По левую руку от него – его помощник, лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг, у которого родители, простые торговцы зеленью, разбогатели настолько, что сумели дать своему сыну хорошее образование и поспособствовали его успешной карьере. Их подчинённые, рядовые и сержанты, в основном принадлежали к гильдии амстердамских суконщиков. Именно поэтому, а еще потому, что ополчение не имело единого стандарта формы, все они изображены в разной одежде.