Прогулки по Старому Арбату

Экскурсия ветеранов по Арбату

« Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое Отечество…»

Булат Окуджава

19 августа 2020 года Совет ветеранов при профкоме Государственной Думы, по инициативе его председателя Тарасовой Валентины Прохоровны организовал для нас, ветеранов, пешеходную экскурсию по старинной улице Москвы – Старому Арбату (Арбату).

Мы встретились на станции метро «Смоленская», и наш экскурсовод, Малышкин Сергей Алексеевич, профессор – историк (он же – член нашей ветеранской профсоюзной организации) напомнил нам историю Садового кольца: почему оно появилось, и отчего такое удивительное название: «Садовое кольцо», хотя никаких садов там в наши дни нет.

Любопытно, что в Москве существует два Арбата: один на западе столицы, всем хорошо известный Арбат, а второй — куда менее прославлен, он на востоке Москвы, и называется — Арбатец.

Основное время нашего путешествия было отведено прогулке по Арбату и изучению его достопримечательностей. Проходя по этой замечательной, знакомой с детства улице, подумалось: сколько же людей, изменивших историю России и мировую культуру, побывало на ней, сколько исторических событий хранят ее самобытные дома!

Понятно, что о каждом здании рассказать было невозможно, да и запомнить это было трудно. Именно поэтому наш экскурсовод рассказал об основных этапах возникновения и развития улицы. Арбат – это не просто одна из старейших улиц Москвы, являющаяся ее историческим и культурным центром. Это — символ нашей столицы. Арбат находится в одноименном районе в Центральном административном округе, проходит между площадью Арбатские Ворота и Смоленской площадью и пролегает рядом с Пречистенкой и Новым Арбатом (бывший Проспект Калинина).

История названия Арбата идет от восточных купцов, проживавших длительное время в древней Москве, и имеет несколько трактовок: «Орбат», «Рабад», «Арбад» ( в переводе с арабского — «пригород», «предместье») ; нередко название улицы связывают со словом «арба» — «телега». Когда – то на этом месте рос густой лес, по которому протекал ручей Черторый. Сейчас этот ручей находится под землей и течет по трубам.

Каждая эпоха оставила свой исторический след. На рубеже XV—XVI веков местность, располагавшаяся за современной площадью Арбатских ворот, называлась «Вспольем», то есть являлась незаселённым пространством, примыкающим к городским предместьям. На окраинах городских предместий, на «вспольях», были учреждены дворцовые слободы, населённые мастеровыми людьми. За Арбатом, на Сивцевом Вражке, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники.

Первое упоминание об улице на том месте, где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении в 1565 году опричного удела Ивана Грозного. К этому же времени относится и основание на Арбате первой стрелецкой слободы. В своих современных пределах улица Арбат оформилась в конце XVI века. На протяжении XVII века Арбат оставался местом сосредоточения дворцовых и стрелецких слобод. В 1699г. Указом Петра I слободы всех московских стрелецких полков были ликвидированы. А память о стрелецком прошлом Арбата сохраняется в названии Малого Каковинского переулка, названного по фамилии одного из стрелецких командиров, и в названиях Николопесковских переулков, унаследовавших свои имена от стрелецкого храма Николая Чудотворца «на Песках», разобранного в 1932 году. Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении. С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые Ростопчины, Гагарины, Кропоткины, Голицыны, Трубецкие, Шереметевы. На Арбате строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами.

В результате пожара во время войны 1812 года Арбат практически полностью выгорел. Остались лишь отдельные дома, в том числе дом, который в 1831 году после свадьбы арендовал Александр Сергеевич Пушкин. После пожара 1812 года реконструкция Арбата приобрела своеобразный характер: строились небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, окружённые небольшими садами и дворами без служб. В 1861 году, после отмены крепостного права, Арбат полностью изменился. Появились высотные по тем временам дома в пять, а то и в шесть этажей, с лифтами, горячей водой, электричеством. Многие представители дореволюционной интеллигенции осели на рубеже XIX – XX вв. на Арбате.

Как известно, история многих домов Арбата связана с жизнью великих русских людей и хранит их имена. В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом со Смоленской площадью и площадью Арбатские Ворота появились гостиницы, магазины, рестораны. С 1880-х по Арбату стала ходить конка, а в 1908 году пущен электрический трамвай. Постепенно Арбат стал улицей полнокровной духовной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. В Серебряном переулке жили и творили русские композиторы С. Рахманинов и А. Скрябин. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В кафе «Арбатский подвал» читал свои стихи Владимир Маяковский. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна. В 1909 году Александр Ханжонков открыл на площади Арбатские Ворота кинотеатр «Художественный» (тогда он назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь». Революция, советская власть в значительной степени изменили состав населения этой улицы. Из бараков сюда, в коммунальные квартиры, переехали многочисленные семьи рабочих, вчерашних крестьян, появилась советская интеллигенция. На стенах домов было укреплено значительное количество мемориальных досок: в честь знаменитого советского исследователя Арктики Д. И. Папанина; известного драматурга и сценариста Ю. П. Казакова и др. В 1920—1930-е годы образ Арбата изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт улицы был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стренберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно – серой гамме, ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки. В 1952 году было построено высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади, обозначившее выход Арбата на Садовое кольцо. Следует отметить, что к 1980-м годам население Арбата стало очень пёстрым: здесь жили старые московские интеллигенты, в новых элитарных домах поселились семьи высокопоставленных партийных чиновников, а некоторые комнаты в коммуналках в старых домах отдавались «лимитчикам» — людям, приехавшим на работы в Москву из разных городов страны. В то время Арбат представлял собой обычную московскую улицу с двухсторонним автомобильным движением; люди передвигались по узким тротуарам.

В 1986 году одним из самых впечатляющих событий для москвичей было превращение Арбата в пешеходную улицу. Данный проект был разработан и реализован в 1974—1986 годах коллективом архитекторов Научно – исследовательского и проектного института градостроительства (НИиПИ) генплана г. Москвы и Моспроекта. Во время реконструкции автомобильное движение было полностью перекрыто. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходившего по Арбату, – именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». За несколько лет улица была перекопана: заменили всю систему канализации и подземных коммуникаций. Архитекторы сделали тщательный анализ цветового решения фасадов, ведь до этого их просто красили из пульверизатора ровным жёлтым цветом. Архитекторы использовали московскую керамзитовую штукатурку, по уникальной технологии, секреты которой знали лишь старые маляры, и вся улица стала переливаться как перламутровая.

По окончании реконструкции Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и скамеечки для отдыхающих, фонари в стиле ретро. Арбат стал одним из самых посещаемых и популярных мест Москвы. Москвичи и гости столицы ценят эту улицу за ее неповторимое очарование, созданное архитектурными образцами прошлых эпох, и за современный облик.

Во время экскурсии мы любовались оригинальными зданиями Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова, Центрального дома актера имени А. А. Яблочкиной, Дома с рыцарями, кинотеатра «Художественный», ресторана «Прага». Нельзя было без волнения побывать возле дома знаменитого поэта – барда, «певца» Арбата Булата Окуджавы, ставшего Культурным центром Булата, и дома поэта Андрея Белого (д. 55, там открыт его музей).

Мы узнали много нового об Арбате – уникальной части Москвы, ставшей визитной карточкой столицы, о ее прошлом и настоящем. Кроме того, мы были рады после самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, вновь повстречаться со своими коллегами.

Большое спасибо Валентине Прохоровне Тарасовой и Сергею Алексеевичу Малышкину за организацию и проведение замечательной познавательной экскурсии по любимому всеми Арбату. Предлагаю регулярно проводить цикл экскурсий по Москве с целью изучения ее истории, достопримечательностей и перспективы развития.

Ляшенко Наталья Васильевна,
член ветеранской профсоюзной организации Государственной Думы

Читайте также: