Что понравится зрителю
Автор: profkomgd · 01.07.2019
Размещаем публикацию интересных и содержательных заметок нашего ветерана — Катаевой Нины Григорьевны о юбилейном Кинотавре в г. Сочи, побывавшей на этом празднике кино в качестве корреспондента
интернет – газеты «Столетие».
(Материал взят из интернет-газеты информационно-аналитического издания фонда исторической перспективы «Столетие»)
Что понравится зрителю
Гран-при 30 Кинотавра получил фильм Бориса Акопова «Бык»
Юбилейный национальный кинофестиваль прошел с размахом.
Как всегда, приехали все, легче было назвать тех, кто не был.
Мэтрам, правда, становится все труднее добираться до «Жемчужины» у моря. Но Сергей Соловьев, автор знаменитых фильмов «Сто дней после детства» и «Асса», приехал. Именно ему вручили почетную награду «За свободу духа и твердость убеждений».
Президент Кинотавра Александр Роднянский, говоря о переменах, которые произошли в российском кинематографе за три десятилетия, подчеркнул, что миссией фестиваля считает то, что «из разрозненных кинематографистов он собирает солидарное сообщество, работающее над тем, что называется «славой российского кино».
Роднянский считает самым большим фестивалем национального кино в мире - по количеству показанных фильмов, гостей, программ.
В этом году на киносмотр было аккредитовано 3.500 участников и более 200 СМИ. Бюджет составил 180 млн рублей, кино посмотрели более 12 тыс. зрителей. В программе основного конкурса было показано 15 картин.
Из очевидных тенденций программный директор Ситора Алиева назвала феминизацию и яркие выступления дебютантов.
Семь картин из пятнадцати были созданы женщинами.
Дипломом жюри, возглавляемого Константином Хабенским, награждена картина Нигины Сайфуллаевой «Верность», в которой исследуются отношения внутри молодой семьи.
Собственно, семейная тема стала главной на фестивале. Фильм Анны Парнас «Давай разведемся», в котором она особенно ярко заявлена, получил приз жюри за дебют и сценарий.
Психологически точно сыграла в этой картине роль деловой женщины, уверенной что муж навсегда «пристегнут» к ней, Анна Михалкова, но, когда вторая половина вдруг «отстегивается» и уходит к другой, пережить это трудно.
Все эмоции по этому поводу актриса передает с неподражаемым юмором и приводит свою героиню к осознанию того, что, оказывается, жить можно и дальше, даже не имея на данный момент «подпорки» в виде супруга.
Журналисты были уверены, что приз за лучшую женскую роль получит Анна, но ушел он к Виктории Толстогановой, сыгравшей еще одну нашу современницу, бьющуюся за мужа странным способом – объявив ему, что у трехлетней дочки порок сердца. И симулирующей эту ситуацию до совершеннолетия дочери.
И тут следует признать, что особо прозорливым жюри Хабенского, не заметившего картину «Керосин» Юсупа Разыкова, с глубоким социальным подтекстом, с блестящей работой старейшей актрисы Волковского театра Елены Сусаниной, не назовешь.
В этом же ряду оказались фильмы «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и «Сторож» Юрия Быкова.
Героине индустриальной сказки «Керосин» бабке Павле 83. Живет она на окраине села и общается лишь с портретом давно умершего мужа, дающего ей наказы во сне. Иногда дочка с внучкой из города наезжают. Давно вы видели такую героиню? Но глаз от экрана не оторвать, потому что на нем подлинная жизнь. Курочка несет бабке яйца, хряк требует заботы, и, хотя горести-печали настигают старуху, она умеет их пережить. А когда настоящая беда придет, остаться в живых поможет ей волшебство – «живая вода» из дождевой бочки, превратившаяся в керосин.
В фильме звучат русские народные песни в исполнении этнографа Сергея Старостина. И остается в душе у зрителя, словно дождем омытая, улыбка бабки Павлы, силы духа которой не занимать.
Приз фильму вручила Гильдия киноведов и кинокритиков.
А Гран-при жюри за фильм «Бык» — про битвы 90-х – получил Борис Акопов. Приз за режиссуру – у «Большой поэзии» Александра Лунгина – про героев, вернувшихся с современной войны. Лучшей мужской ролью признана работа Александра Кузнецова в этой картине.
Дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков» награжден Александр Золотухин, ученик Александра Сокурова, снявший картину «Мальчик русский» — из времен Первой мировой.
В конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» показали 26 лент. Жюри под руководством Анны Михалковой наградило Михаила Архипова за фильм «Топливо».
Юбилейный киносмотр был отмечен серьезной деловой программой Work-in-progress, где создатели новых фильмов знакомят отборщиков международных кинофестивалей, дистрибьюторов и журналистов с незавершенными проектами. Ищут таким образом инвесторов, дают возможность специалистам оценить, чем может быть интересен будущий фильм.
В программе было представлено шесть проектов, половина из которых снята женщинами.
Так, в качестве режиссера фильма «Камень, ножницы, бумага» дебютировала известная актриса Татьяна Лютаева, а звезда российского кино Светлана Ходченкова выступила продюсером картины «У нее другое имя». Ксения Зуева представила картину «Вмешательство». Все три женских фильма посвящены любви.
Мужские работы более сдержанны, авторы их увлечены решением социальных и психологических проблем.
Наибольший интерес вызвало, пожалуй, выступление Алексея Федорченко, представившего отрывок из картины «Последняя Милая Болгария» — экранизации повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». «Мы посмотрели на повесть Зощенко из 21 века, — сказал режиссер — в нашем фильме событий больше, чем в его книге, потому что мы больше знаем о судьбе писателя, чем он сам».
Напомним, что «Кинотавр» проводится при господдержке, Владимир Мединский присутствовал на церемонии открытия.
В этом году у фестиваля появились новые партнеры — Сбербанк и Роман Абрамович, который также приезжал на юбилей.