80 лет первой женщине-пилоту вертолетов Ми-1

Вертолеты - её судьба

Члены Совета ветеранов при профкоме поздравили ветерана гражданской авиации КОПЕЦ И.А.
с 80-летним юбилеем

11 октября 2018 года члены Совета ветеранов при профкоме Государственной Думы встретились с КОПЕЦ Инной Андреевной¸ первой женщиной-пилотом вертолетов Ми-1 в гражданской авиации СССР, членом Международной ассоциации женщин-вертолетчиц, мастером спорта международного класса по вертолётному спорту, многократным рекордсменом мира по вертолетному спорту, чтобы поздравить эту легендарную женщину с 80-летним юбилеем.

В непринужденной дружеской обстановке, эта высокая, красивая, умная, доброжелательная, открытая русская женщина поведала нам о своей жизни, о достижении своей девичьей лётной мечты, которая могла состояться только в Советском Союзе – бесплатный аэроклуб в Астрахани для школьницы-девятиклассницы, прыжки с парашютом, полеты на планерах и вертолётное отделение Планерно-вертолётной школы ДОССАФ в Калуге.

Вспоминая свой первый самостоятельный полёт в училище на вертолёте Ми-1, она рассказывала, что ее, девушку, проверяли перед полетом пять командиров: командир звена, командир отряда, начальник лётной подготовки и сам начальник училища. После полёта курсанты – мужчины качали её на руках, а она кричала: «Не уроните!».

По окончании учебы Инна Андреевна получила диплом с отличием, и в 1962 году стала первой женщиной-пилотом вертолёта Ми-1 в гражданской авиации СССР. По ее словам, на вертолете ты и пилот, и штурман, и бортмеханик, и бортрадист, и все это с большими физическими нагрузками, которые не всякому мужчине по плечу.

В Западной Сибири и в 60-70-е годы на Тюменском севере на линии «Сургут – Ноябрьск» началась её вертолётная карьера. Приходилось выполнять самые различные задания: санитарные рейсы, химработы, рыбнадзор, обслуживание геологических экспедиций, работа со строителями газопровода «Средняя Азия – Центр».

В 1967 году, после переподготовки в Кременчугском училище гражданской авиации, ее дальнейшая лётная судьба на долгие 22 года оказалась связана с аэропортом Мячково. Она была командиром вертолетов Ми-8 и Ми-26 Объединённого вертолётного авиаотряда Управления гражданской авиации центральных регионов РСФСР.
В те же 60-70 годы, вспоминает Инна Андреевна, советское правительство старалось доказать всему миру, что наша лётная техника самая надежная, и в 1969 году женский экипаж под ее командованием установил мировой рекорд, беспосадочно продержавшись в воздухе 11 часов 45 минут. Затем на вертолете Ми-26 они подняли машину сначала с десятитонным грузом на высоту 5800 метров, перекрыв мировой рекорд американского мужского экипажа, потом взяли рекордную высоту 4870 метров с пятнадцати тоннами и ещё мировой рекорд по максимальной взлётной массе: 20 тонн – высота 4150 метров, 25 тонн – 3720 метров.
В итоге -15 женских мировых рекордов на вертолетах Ми-1, Ми-8, Ми-26! Она — единственная в мире женщина, которая налетала на вертолетах более 11 тысяч часов. Она — мастер спорта международного класса по вертолётному спорту, отличник «Аэрофлота». Все рекорды Копец И. А. зафиксированы в Международной авиационной федерации.
У Инны Андреевны много наград и званий: ордена и медали ФАИ, благодарности от генеральных конструкторов, министра гражданской авиации. В 2002 году Президент России В.В. Путин вручил ей в Кремле орден Почета.
До сего дня Инна Андреевна не теряет связи с любимой вертолетной авиацией. Она — советник по связям с общественностью президента авиакомпании «Вертолётные услуги ОАО «ЮТэйр» в Москве, продолжает заниматься активной общественной деятельностью. В 1990 году она организовала благотворительный фонд имени А. Д. Грищенко – Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя, ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Участвовала в возрождении Федерации вертолётного спорта России. И сейчас она активно помогает молодым пилотам добиваться отличных успехов, стать ассами в своей нелегкой профессии.
Для молодых вертолетчиков Инна Андреевна – как путеводная звезда в небе, которая и светит, и греет, и указывает путь. А она сама готова с любовью бесконечно рассказывать о них, молодых летчиках, которые сейчас летают, ставят рекорды, работают на благо народного хозяйства страны, как не все матери рассказывают о достижениях своих детей.

С особенным чувством говорит она о своих последовательницах – женщинах — вертолетчицах. В составе женского экипажа уже много лет летают опытный командир вертолета Галина Сапова и молодая, 24-летняя Татьяна Битюгина — второй пилот. 

Для них Инна Андреевна – первое поколение женщин — вертолетчиц, пилот №1, мать-наставница. А их она называет вторым и третьим поколением женской российской вертолетной авиации и прикладывает усилия, чтобы они тоже установили мировые рекорды.

Г. Сапова (слева) и Т. Битюгина – настоящие русские красавицы! Разве подумаешь, что они представительницы сложнейшей мужской профессии?

И сегодня Инна Андреевна – вся в кипении жизни. Ей все интересно и все ее волнует, и не только в авиации: и проблемы народной культуры, и проблемы сохранения русского языка, и поддержка воспитанников детских домов, и военно-патриотическое воспитание молодежи, и совершенствование российского законодательства. Пишет стихи, хорошо поет, поддерживает талантливых композиторов и музыкантов.
Вот оно какое, несгибаемое старшее поколение нашей великой страны!

Копец И.А. – вторая слева – с членами Совета ветеранов при профкоме

Мы провели с Инной Андреевной несколько удивительных часов, от имени профкома и Совета ветеранов при профкоме поздравили её с юбилеем, пожелали много лет активной общественной жизни, здоровья, благополучия и продолжения нашей дружбы.

В.П. Тарасова, Т.Т. Ижикова

Читайте также: